Дети, не достигшие возраста одного года, могут распознавать опасность. Об этом открытии заявили ученые из Норвегии.
Впервые ребенок начинает осознавать опасность, когда он учится перемещаться в пространстве. Примерно в возрасте полугода дети начинают учиться ползать, и тогда у них развивается понимание опасного предмета. Ребенок замечает движущийся к нему объект, оценивает скорость его движения и делает вывод, насколько он опасен.
Восприятие опасности у взрослых людей основано на отображении приближающегося подозрительного объекта на сетчатке глаза. Предмет предстает расширяющимся изображением, а мозг анализирует данные и делает вывод: с какой скоростью и куда движется объект, есть ли опасность столкновения? Подобные процессы возбуждают нейроны в головном мозге, расположенные в его зрительной зоне.
Ученые заинтересовались, как аналогичные процессы происходят у грудных детей. Для этого они обратились к методу высокочастотной электроэнцефалографии. У детей, возраст которых не превышал одного года, исследователи определяли уровень активности мозга. Конечно, не каждая мама была согласна на участие в эксперименте ее чада, но некоторые решились. Детишкам показывали на экране разноцветную точку, увеличивающуюся в размерах. Объект двигался с тремя разными скоростями. Оказалось, что мозговая деятельность ребенка, связанная с определением очертаний объекта, возрастает в зрительном участке коры головного мозга.
Уже к возрасту десяти месяцев ребенок в несколько раз быстрее обрабатывает информацию, поступающую извне, чем малыши 6-ти месяцев. Ученые доказали, что к девяти месяцам у младенцев создаются нейронные связи, помогающие распознавать опасность от перемещающихся объектов. Эти связи начинают проявляться на пятом месяце жизни, а к девятому месяцу достигают промежуточной стадии своего развития.