Большинство взрослых вспоминают свое детство с грустью, если им довелось ходить в музыкальную школу. Почему музыкальное образование становится страшилкой? И почему родители, несмотря ни на что, хотят отдать свое чадо в музыкальную школу?
Музыкальный слух
Желание родителей понятно: они хотят только добра своему ребенку. Мама и папа мечтают видеть только успехи детей, они уверены, если ребенок поступил в музыкальную школу, значит, у него есть слух. Но многие заблуждаются, считая, что человек либо рождается одаренным, с музыкальным слухом, либо нет. Это не так. Музыкальный слух подлежит тренировке. Долгим и упорным трудом можно получить потрясающий результат.
Музыкальный слух является не какой-то постоянной величиной, а совокупной способностью человека, благодаря которой мы воспринимаем музыку. У каждого, кто рождается на свет, есть предпосылки к развитию музыкального слуха, причем успех зависит от нескольких факторов. Чем раньше малыш начнет знакомиться с миром музыки, тем лучше.
Почему-то считается, что у тех, кто не ходит в музыкальную школу, слух отсутствует, а те дети, которым довелось поступить на бесплатное отделение, обладают талантами. Полное отсутствие музыкального слуха – это большая редкость!
Каждый из нас ежедневно пользуется музыкальным слухом. Без этой способности нам бы не удавалось различать людей по голосу. Между прочим, именно благодаря особенностям слуха человек получает гораздо больше информации, чем, слушая сказанные слова. Невербальные особенности речи могут поведать о том, в каком настроении находится говорящий и насколько он искренен в своем изречении.
Безусловно, у одних людей музыкальный слух развит отлично, у других похуже. Но у подавляющего большинства представителей рода человеческого музыкальный слух развит вполне прилично, чтобы ходить в музыкальную школу и добиваться прекрасных результатов.
Как медведь на ухо наступил
Ошибка большинства заключается в том, что они судят о музыкальных талантах по способностям к пению. Если человек плохо поет, значит, у него нет музыкального слуха.
Но следует учитывать, что такие проблемы, как плохое интонирование ряда звуков, не говорят о том, что у ребенка отсутствует музыкальный слух. Малыши, которые хотят поступить в музыкальную школу, еще не умеют полноценно управлять своим голосом и голосовыми связками, поэтому они ошибаются с передачей нот, мелодия в их исполнении звучит неверно, хотя в сознании ребенка — абсолютно правильно. Поэтому и рождается миф, что дети, не умеющие чисто петь, не имеют музыкального слуха в принципе.
В практике каждого педагога найдется такой ребенок, который пришел в музыкальную школу, но провалил вступительные экзамены. Дети очень часто волнуются. Это мешает им расправить плечи и петь, как надо. В итоге комиссия решает отказать такому ребенку в бесплатном обучении, но, удивительно то, что платники добиваются больших успехов, нежели дети, обучающиеся на бюджете.
Музыкальный слух есть у каждого, но, чтобы петь, мало хорошо слышать музыку, надо безупречно владеть своим голосом. А в музыкальной школе учат именно этому, так же как в художественной учат рисовать.
Дети и классическая музыка
Взрослый ребенок будет слушать классику, если он привык к ней с первых месяцев жизни. Только тогда, когда малыш испытывает потребность слушать классическую музыку, он будет слушать ее с удовольствием. Любое насилие в этом деле приведет к плачевным результатам. Старайтесь создавать вокруг малыша хорошую атмосферу, не принуждайте, а следите за тем, какие композиции предпочитает кроха.
Не стоит брать малыша с собой на концерты, если он явно сопротивляется. Дети – не роботы, вряд ли вам удастся силой заставить кроху полюбить музыку. Именно родительская деликатность и такт являются предпосылкой развития интереса к музыкальным произведениям. Стремясь привить любовь к музыке, важно не перестараться. В первые дни слушайте с ребенком музыку по пять минут, следите за его предпочтениями. Даже у совсем маленьких деток некоторые музыкальные произведения могут вызывать грусть и другие отрицательные эмоции. Не надо делать музыку слишком громко, иначе ребенок начнет тревожиться. Если музыка подходит малышу на психоэмоциональном уровне, он даст вам об этом знать.
Музыка – для музыкантов
Еще одним серьезным заблуждением оп поводу музыкального образования следует назвать следующее: музыкой должны заниматься лишь те, кто собирается сделать музыкальную карьеру. Безусловно, музыка – непростой вид искусства, поэтому она будет отнимать у ребенка и время, и силы. Чем старше становится ребенок, тем большая нагрузка ложится на него. Но не надо отказываться от музыкального образования. Оно невероятно полезно для общего развития. К сожалению, в нашей стране еще не ввели разделение на общее и профессиональное образование детей.
Если ваш ребенок ходит в музыкальную школу, у него будет лучше развита речь, восприятие, память, фантазия и движения. Также и с точки зрения эстетики музыкальные дети лучше держат осанку, они не боятся выступать на публике.
Чтобы первые шаги в музыке были успешными, выбирайте музыкальные инструменты попроще. Легким инструментом считается барабан. Конечно, большинство музыкальных инструментов сложные. Чтобы играть на них, ребенку потребуется развить несколько видов слуха и памяти. Не обойтись без чувства ритма, которое незаменимо в обучении игре на ударных инструментах. Подавляющее большинство детей, поступающих в музыкальную школу, имеет проблемы с чувством ритма, но даже если оно и развито, у ребенка могут быть проблемы с координацией. Родителям не надо волноваться, так как устранение этой проблемы – тоже дело времени.
Если вы решили, что вашему чаду необходимо музыкальное образование, не забудьте еще и о том, что ребенку придется учиться сразу в двух школах. Не слишком ли большая нагрузка ляжет на плечи вашего малыша, ведь многие родители отдают детей в дополнительные кружки и секции? Но, если с музыкальной школой не сложится, попробуйте пойти другим путем: взять репетитора по каждому предмету. Учитель даст ребенку ровно столько, сколько он сможет выдержать.