Психофизиологическое развитие детей от рождения и до года играет важнейшую роль в его последующем становлении как личности. Именно в первые двенадцать месяцев закладывается базис для дальнейшего формирования личности.
Изменения в развитии младенца можно наблюдать ежемесячно. С каждым днем ваша кроха становится старше и вместе с тем меняются его рефлексы, увеличивается число и действий, которые он может производить, меняется их функциональная направленность, даже начинает проявляться характер.
В первый месяц младенец умеет удерживать взгляд на предмете, который характеризуется неподвижностью, или на обращенном к нему лице, удерживать пару минут голову, находясь в положении лежа на животе. У малыша ярко выражены безусловные рефлексы (сосательный, хватательный и др.). Ребенок реагирует на свет и звуки. Для того, чтобы удовлетворить сосательный рефлекс малыша многие педиатры рекомендуют давать им пустышку. Сегодня соски пустышки купить можно в любом детском магазине.
Второй месяц характеризуется умением поворачивать голову в разные стороны, провожать взглядом предметы, находящиеся перед малышом, удерживать голову прямо недолго в вертикальном положении, сосредоточивать взгляд уже на движущемся предмете, улыбаться, издавать простые звуки.
Ребенок, достигший возраста три месяца, может смеяться вслух, у него пропадают рефлексы безусловного характера, он уже довольно хорошо держит голову, издает звуковые слоги, появляется ответная реакция на эмоциональные коммуникации, занимается исследованием лица. В этом периоде ребенок начинает проявлять свой характер, может капризничать и кричать в знак протеста. В конце третьего месяца начинает узнавать и выделять свою мать.
Четвертый и пятый месяцы характеризуются умением малыша поворачиваться, брать игрушки, может сидеть при поддержке. Данный период обуславливается узнаванием ребенком своих родителей среди посторонних.
С третьего по шестой месяцы развития малыша определяются следующие взаимосвязи: тактильные, двигательные, слуховые и зрительные. Пятый и шестой месяцы характеризуются умением младенца схватить игрушку или другой предмет. Данное действие требует довольно сложной зрительно-двигательной координации от ребенка.
В период от шести до восьми месяцев малыш осваивает умение сидеть, на восьмом – он уже может перемещаться на животе, с девятого – принимается ползать и пытается стоять с опорой. Период десять месяцев обуславливается тем, что малыш начинает овладевать первыми функциональными действиями, которые позволяют сравнительно правильно применять предметы, при этом подражая действиям родителей или других взрослых лиц. В конце первых двенадцати месяцев ребенок уже делает самостоятельные первые шаги.