Все дети болеют, но особенно страшно, когда болеет ребенок перового года жизни. Малыш, только что появившийся на свет, подвержен большему риску, чем все остальные дети, поэтому родители обоснованно переживают за своего ребенка. Перенесенные заболевания могут отрицательно сказаться на последующем развитии малыша.
Любые инфекционно-вирусные заболевания – это риск нарушений в развитии коры головного мозга. Например, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут стать причиной снижения или потери слуха.
Иногда случается так, что дети первого года жизни получают травмы головы. В худшем случае это может вызывать внутричерепные кровоизлияния. Ребенок перестает развиваться.
При травмах лицевого скелета, выпадении зубов и повреждениях нёба, малыш может не научиться правильно говорить.
Если ребенок часто и длительно болеет простудой, воспалением среднего уха, это также провоцирует нарушения в развитии речи.
Детям нельзя давать ототоксические антибиотики, которые вызывают снижение слуха.
Если ребенку не хватает общения с мамой, он растет в плохих условиях, вероятно, он станет одним из детей, которых называют «проблемный ребенок».
Еще в сороковых годах прошлого века дети из приюта, где они содержались по причине сиротства, испытывали сложности в общении. У них отмечалась задержка речевого развития. Конечно, обслуживающий персонал детского дома не мог уделять каждому малышу столько внимания, сколько мать. Но для развития речи очень важно ежедневно слышать родную речь, иметь возможность общения.
Часто болеющие дети также начинают говорить позже ровесников. Кроме того, маленький ребенок, подражающий речи взрослых, непременно скопирует все дефекты, которые он слышит. Неправильную разговорную речь усваивают дети, которые растут в семьях глухих родителей.
Специалисты утверждают, что речь дошкольника пока еще не развита настолько, чтобы сохранить пожизненно неправильное произношение. Обратившись к логопеду, можно исправить практические все нарушения речи.
В возрасте от года до двух у малыша идет интенсивное развитие речевых зон головного мозга. После трех дети осваивают фразовую речь. Поступая в первый класс, ребенок овладевает письменной речью.
В указанные выше периоды многократно возрастает нагрузка на центральную нервную систему малыша, поэтому создаются благоприятные условия для срыва речи. У многих первоклашек отмечается заикание. Если логопед вовремя заметил проблему, то ребенок получит квалифицированную помощь, и дефекты речи будут устранены.
На проблемы развития речи могут жаловаться родители малышей разного возраста. Если у родителей первый ребенок, у них нет опыта и нет возможности для сравнения развития речевых навыков у малыша, поэтому они нередко обращаются за информацией к сайтам в сети Интернет.
Первые слова в лексиконе ребенка появляются в возрасте девяти месяцев, но также нормой считается произношение первого слова в 15 месяцев. Следует заметить, что мальчики начинают говорить позже девочек.
Если в два года ваш ребенок не говорит ни слова, а в три не использует предложения, это повод для волнений. Такие дети нередко используют другие способы общения: мимику, жесты, интонацию. Пытаясь выйти на связь с окружающими, ребенок может потянуть человека за одежду, повернуть лицо мамы к интересующему его предмету.
У детей с темповой задержкой развития речи, прорыв случает очень неожиданно. Лингвисты называют подобный скачок языковым взрывом. Обычно скачок случается в летний период, когда дети получают массу новых эмоций и впечатлений.
Чтобы начать говорить, ребенку требуется «пусковой толчок». Если кроха так и не заговорил, будет полезно отдать его в детский сад. Среди сверстников, умеющих общаться, ваше чадо быстрее раскрепостится и начнет пользоваться разговорной речью.