Если вашему ребенку 6 лет, а он еще не умеет читать, вы можете быть высмеяны мамочками, которые гуляют со своими детьми в вашем дворе. Сегодня принято отдавать грудных детей во всевозможные центры раннего развития, частные детские сады с углубленным изучением языков, чтобы ребенок уже к пяти годам бегло говорил по-английски, считал и читал, как взрослый.
Если бдительная мамаша обнаружит, что в расписании ребенка появилась «дырка», что после секции футбола малыш сидит и играет в «бестолковые» игры, она немедленно примется искать подобающее занятие, чтобы «не тратить время зря». Стоит ли говорить, что сегодня слишком много детей теряет интерес к учебе примерно в 3-м, 4-м классе. Они отказываются ходить на кружки, заниматься музыкой, а все потому, что родители выжали их, как лимон.
Почему мы не учим буквы?
Моя история проста. В пору, когда я впервые стала мамой, ранее развитие детей только-только начало набирать обороты. Детей пытались учить чтению с пеленок. Помню, как, гуляя со своей двухлетней дочкой в парке, мы познакомились с одним великолепным созданием. Малыш, которому едва исполнился год, прекрасно говорил, он знал, кто наш президент, в какой стране мы живем, как зовут его самого по имени, фамилии и отчеству. Я стояла, слушала все это и не могла поверить. Моя девочка старше в два раза, а она не то что Путина, свое имя сказать не может, хотя прекрасно понимала все. Гордости матери того малыша не было предела: она сияла, как начищенный самовар. Помню, как в расстроенных чувствах пришла домой и принялась напичкивать «знаниями» свою дочь. Та же ошарашенно смотрела на меня и, хотя говорить внятно не могла, в ее глазах читался ужас: «Какая муха укусила мою маму?» Запал мой прошел быстро, но про того мальчика я рассказывала всем, пытаясь понять: я такая одна нерадивая мамаша?
На самом деле, подавляющее большинство моих знакомых и друзей, были такими же «нерадивыми». Дети у них росли без пресса знаний, познавали мир постепенно, от простого к сложному. Все научились и говорить, и имя свое вполне членораздельно говорить. Они сегодня точно знают, кто наш президент и на какой улице они живут.
Со вторым ребенком я решила время не упускать: отдала в детский сад с изучением английского языка. Хорошо, что заведение находилось во дворе дома: близко, удобно, и гуляют на нашей площадке. Когда вторая дочка три месяца обучалась языку, чтению и счету в детском саду, я поняла: эффект есть. Но больший результат заметила, когда дочь каждое утро подпрыгивала на кровати и радостно кричала: «Идем в садик!» На нее сильно повлияло общение с воспитательницей. Женщина настолько любила детей, что некоторые родители запереживали: как бы ребенок не забыл о маме.
Со временем, знания, полученные дочкой в детском саду с изучением языков, сравнялись со знаниями обычных детей. Сейчас она ни чем не отличается от других учеников младшей школы. Часто вспоминаю, какую гонку устраивали мамочки в погоне за интеллектуальным развитием ребенка. Но сейчас в голову приходит лишь одна мысль: зачем и для чего все это было нужно, если дети из центра раннего развития мало чем отличаются от остальных?
Психологи предостерегают родителей: дети, которых занимали всем, чем только можно, быстро утрачивают интерес к новому. К концу школы они хотят только одного: расслабиться, а как расслабляются подростки, все мы прекрасно знаем.
Хотелось бы сказать еще и о том, что в век Интернета любую информацию можно получить за пять минут, так стоит ли напичкивать информацией подрастающее поколение?
Задайте себе вопрос: каким я хочу вырастить своего ребенка? Я, еще не ставя перед собой конкретных целей в воспитании первого ребенка, всегда знала, что желаю своей дочери стать счастливой. За этим понятием вряд ли скрывается большая зарплата и теплое место, много денег и дорогой автомобиль. Всегда говорила ей о том, что дороже простого семейного счастья, радости материнства, любви, не может быть ничего на этом свете.
Сегодня я читаю современные статьи на тему воспитания и развития детей и вижу, что я была недалека от истины: то, о чем я думала в 20 лет, пытаясь воспитывать дочь, называется эмоциональным интеллектом, который дает ребенку возможность раскрыться и проявить свои способности, а в дальнейшем выбрать свой жизненный путь.
Проверьте, насколько хорошо развит эмоциональный интеллект у вашего ребенка:
Ребенок умеет понимать свои эмоции, чувства, а также эмоции и чувства других людей. Ребенок распознает плохие эмоции, умеет с ними справляться. Ему не чуждо чувство эмпатии – сопереживания человеку.
Знайте, что дети с эмоциональным интеллектом намного благополучнее в психологическом плане. У них меньше фобий, а больше уверенности в своих силах. Им легче дается решение жизненных задач.
Для развития эмоционального интеллекта ребенка важно читать вместе с ним хорошие книги и обсуждать произведение. Малыши всегда проводят параллель между собой и главными героями, так они учатся чувствовать и выражать эмоции.
Родители должны приучать детей к ответственности: поручите ребенку небольшое дело, постарайтесь выполнить его вместе с малышом. В следующий раз проследите, чтобы ребенок сделал все сам. Пусть он выполняет ваши поручения в форме игры, а вы придумывайте для него новые развлечения.
Не забывайте, что детям важно играть в свои «бесполезные игры», тем более, если в игру включены другие дети. Во время игры ребенок выражает свои эмоции, выплескивает наружу страхи, отрабатывает переживания, делится тайнами.
Для развития чувственной сферы почаще устраивайте семейные застолья и игры. Сегодня мало кто собирается за большим столом, играет в домино и шахматы, а зря. Семейные традиции так легко потерять, но так сложно восстановить! За совместными посиделками от взрослых к детям передаётся чувство единения, они радуются общению и понимают, что являются частью семьи. Это играет не последнюю роль в формировании доверия к миру.