Как не любят делать домашнее задание дети, знают их родители. А как не любят делать с детьми домашнее задание мамы и папы, знают лишь они сами. Если вы открыли эту статью, значит, проблема вас волнует. Давайте узнаем, как выполнять домашние задания быстро и качественно, так, чтобы повторение пройденного не вызывало раздражения.
Правила выполнения домашнего задания
Приступаем к домашнему заданию сразу после школы
Если вы провели весь выходной день за выполнением домашних заданий с первоклашкой, значит, пришла пора изменить методы. Ребенок, которому много задают, пасует перед большим объемом информации. Он боится, что не справится, нервничает, невольно переключает внимание на другие сферы деятельности: уходит из-за стола, смотрит в телевизор, встает, кушает, одним словом, всячески пытается избежать дела.
Чтобы домашняя работа не стала пыткой для вас и вашего школьника, установите временные рамки. В периоды времени, которые вы отведете на выполнение одного домашнего задания, ребенок должен максимально сосредоточиться на задаче и сделать ее в срок. Имейте в виду, что для детей начальной школы периоды выполнения заданий не должны превышать 25 минут. Даже если ваше чадо не справится с уроком, сделайте небольшую паузу, а потом подумайте, что привело к нехватке времени.
Садитесь за уроки сразу после школы. Есть родители, которые считают, что делать домашнее задание надо только после нескольких часов отдыха или сна. В итоге ребенок, увлекшись игрой или пролежав под одеялом два часа, приступает к выполнению домашней работы отнюдь не в лучшем настроении. Любой человек за день утомляется, и не важно, каким делом он занят: любимым или не очень. Естественная усталость накапливается к вечеру, поэтому не стоит делать домашнее задание в 12 ночи, когда ребенок клюет носом, капризничает и абсолютно не понимает ничего из того, что вы говорите. Подумайте, может быть, лучше положить детей спать пораньше, например, в 20-00, а разбудить утром в половине шестого. Кстати, многие родители уходят на работу слишком рано, пока дети спят, а если школьника разбудить в 5 утра и посадить за уроки, он выполнит все задание в два раза быстрее. Когда организм отдохнул, ему проще справиться с нагрузкой. Но это далеко не лучший вариант, он уместен лишь тогда, когда дети после школы посещают секции и кружки, возвращаются домой после ужина и у них не остается ни сил, ни желания учить уроки.
Кроме того, ученые установили, что для закрепления пройденного материала лучше повторять урок сразу после его окончания, через двадцать минут и через пару часов. Когда же ребенок садится за домашнее задание ближе к ночи, он уже не помнит ничего из того, что рассказывал учитель утром. Ему приходится вновь изучать материал, искать формулы, читать параграф.
Некоторые детишки, посещающие группу продленного дня, выполняют задания прямо в классе. Это удобно и экономит время. Но делать уроки на продленке можно лишь тогда, когда вокруг царит тишина. В противном случае от учебы не будет никакой пользы.
Любимый предмет делаем первым
Чтобы не пропала мотивация, старайтесь, чтобы ребенок начинал выполнение домашнего задания с самого легкого или любимого предмета. Когда дети видят результат своего труда, у них поднимается настроение. Простой урок выполняется быстро, соответственно, остается меньше заданий на большее время. Ребенок уверен, что справится. Есть успех – будет мотивация.
Чередуйте деятельность
Для эффективного выполнения домашних заданий следует разбить весь объем работ на этапы, между которыми надо вставлять перерывы. Во время отдыха займите ребенка противоположной деятельностью. Предложите сделать несколько упражнений на растяжку или попросите подтянуться на турнике.
Переключив внимание, ребенок с новыми силами примется за выполнение дела. Добиться максимальной концентрации внимания можно лишь при смене деятельности. Прекрасно снимает напряжение пение. Если ваш ребенок занимается в музыкальной школе, можно в перерывах между выполнением заданий петь с ним вместе. Это и настроение поднимет, и избавит от стресса.
Дети младшего школьного возраста еще не могут концентрироваться на задании длительное время. Первоклашки – не более пяти минут, ученики средней школы – десять, старшеклассники – немного дольше.
Если ребенок не любит предмет
У каждого из нас в школе был предмет, который мы не могли терпеть. Если сегодня, с позиции взрослого человека провести анализ, то станет ясно: мы не любили учить английский, потому что ничего в нем не понимали, а сама учительница, видимо, пытаясь выжать из нас последние силы, задавала на дом слишком много.
Чтобы заинтересовать ребенка нелюбимым предметом, переведите его в иную сферу. Не любит английский? Предложите скачать мультик на иностранном языке и устроить соревнование, кто больше понял английских слов. Не идет физика? Покажите на примере, как при ударе по мячу футболистом кинетическая энергия превращается в потенциальную.
Сегодня повсеместно появляются разговоры о том, что детям нужно детство. Родители, а порой и сами педагоги, кричат: «Давайте отменим домашнее задание!» Неизвестно, будет ли в будущем школьная программа подразумевать закрепление пройденного дома, но уже сейчас появилось немало методик развития и обучения детей без домашнего задания.
Не зря говорится: «Повторенье – мать ученья»! Это правило вывела сама жизнь, поэтому уделяйте домашней работе внимание. Учите детей не растягивать дело на весь день, а максимально концентрироваться на выполнении задачи. Это поможет им и во взрослой жизни.