Для правильного и полноценного развития ребёнка особенно важно заложить в нем умение хорошо ориентироваться в пространстве.
Первое знакомство с пространственными понятиями должно произойти не позднее трех лет. В этот возрастной период ребенок должен иметь представление о том, что такое «слева», «справа», «впереди», «внизу», «вверху», «сзади». Чтобы не отвлекаться от бытовых дел, спрашивайте у малыша, в какой руке он держит карандаш, когда рисует, в какой руке мама держит хлеб и т.д.
Одеваясь на улицу, всегда проговаривайте с крохой действия: «Обуваем на левую ногу ботинок, теперь на правую». За столом напоминайте, что хлеб следует держать в левой руке, а ложку – в правой.
Для начала будет неплохо, если ребёнок научится ориентироваться «на себе». Малыш трех лет должен иметь представление, где у него правая рука, где левая, знать об окружающих его предметах.
Полезны детские игры с ручками и ножками. Так, игра «Воробушки» поможет быстрее запомнить расположение рук и ног, научит ориентироваться в пространстве. Скажите крохе следующие слова: «Подними ручки вверх, помаши крылышками, как воробушек. Птичка полетела, а потом устала и села. Сядь, поклюй зернышки».
Малышам очень нравится играть с платочками и тряпочками. Танцуйте под музыку вместе с ребенком, пляшите с платочком. Сначала возьмите платок в одну руку, потом – в другую.
После четырех лет ребенок должен понимать, как происходит движение в заданном направлении. Важно научить его представлять, с какой стороны от его тела находится тот или иной предмет. Спросите, где окно: справа или слева от ребенка? Уточните, с какой стороны находится шкаф. Спрашивайте малыша почаще о расположении предметов относительного него, а потом попробуйте научить понимать, где находится предмет относительно другого человека.
Во время прогулки можно поиграть в игру «Высоко и низко, далеко и близко». Спросите, какое дерево находится ближе, а какое далеко.
После пяти лет переходите к закреплению пространственных понятий: слева, справа, вверху, внизу, а также к расширению, познакомив ребенка с такими представлениями, как впереди, перед, между, за и рядом.
Проще всего проводить обучающие занятия с пятилетним ребенком с помощью уроков рисования. Давайте крохе простые задания, например, нарисовать вверху листа кошку, а внизу – собаку. Далее переходите к закреплению понятий: слева-справа, вверху-внизу, налево-направо, впереди-сзади. В этом возрасте ребенка следует научить правильно обозначать в устной речи положение конкретного предмета по отношению к остальным.
Вновь занятие проходит в форме игры: слева от медведя прячется лисичка, позади лисы стоит слон, перед слоном – заяц, а между белочками находится ежик.
Дети очень любят игру с движением по стрелкам в заданном направлении. Помните, как в детстве мы играли в подобные игры, перемещаясь по городу и отмечая свое местонахождение с помощью стрелочек, нарисованных мелом на стенах домов?
Примерно к шестилетнему возрасту надо познакомить ребенка с правилами дорожного движения. Рассказывайте детям, где организованы места для перехода улицы, какие указатели обозначают пешеходный переход. Учите переходить улицу по правилам.
К семилетнему возрасту освойте такую увлекательную игру, как «Морской бой». Ваш ребенок не только быстро научится понимать расположение цели, но и станет более смекалистым. Полезно проводить графические диктанты. Возьмите бумагу в клетку и рисуйте на слух фигуры. Например, две клетки вправо, три вниз, одна влево и т.д.
В дошкольном возрасте следует научить ребенка правильно рисовать графические изображения, составлять простые схемы и чертежи.
Все пройдет успешно, если в качестве задания вы попросите ребенка составить план его комнаты, а потом переставить в ней мебель.
Чтобы чадо справилось с план-схемой, надо научить ребенка правильному анализу, соотносить схематическое изображение с действительным. Для этого потребуется не один урок, а также терпение и поддержка со стороны родителей.
Детям очень нравится играть в игру «холодно-горячо», но можно упростить задание, сделав так, чтобы маленький сыщик двигался по вашей команде: «Два шага вправо, четыре прямо, посмотреть вверх». Когда ребенок выполнит все указания, он найдет приз или игрушку.
Дети младшего школьного возраста могут составить подобный маршрут самостоятельно и попросить родителей пройтись по нему. Следите за тем, насколько правильно ребенок составил задание, как он проверяет вас.
В более старшем возрасте можно перейти к играм с ориентировкой на местности. Сделайте карту, отметьте на ней все деревья, кусты, холмы. Укажите маршрут движения. Маленький непоседа надолго увлечется заданием. А если ребенок в конце игры найдет что-то вкусненькое, его радости не будет предела!