Дети от 2 до 3 лет
Физические способности
Скачет и прыгает. Понимает, где есть опасность, а где нет. Умеет самостоятельно одеваться, пытается сам завязать шнурки.
Умственная деятельность
Ребенок знает и может назвать большинство предметов из своего окружения. Усваивает различные понятия, например, он отличает «одно яблоко» от «много яблок». У детей в этом возрасте увеличивается объем памяти. Малыш находит причины различных явлений, учится решать создавшиеся проблемы. Ребенок может сравнивать предметы и просить дать ему больший кусок пирога, чем у брата. Разбирается в цветах, по просьбе взрослого может назвать некоторые из них. Придерживается сложившихся правил. Дети начинают задавать вопрос «почему», но чаще всего им хочется, чтобы мама не молчала.
Речь
Ребенок начинает делиться своими мыслями, его высказывания становятся более глубокими. Может использовать речь для выражения эмоциональных и социальных отношений. Малыш с удовольствием говорит. Отлично знает, что означает «вверх», «вниз», «сегодня», «завтра», «потом», «сейчас».
Навыки общения
В возрасте от двух до трех дети начинают испытывать родительские запреты. Малыш может говорить «нет», но в то же время нарушать запрет. Нравится находиться в обществе других людей, общается со сверстниками. Малышу хочется быть взрослым. Дети играют в активные игры, но также предпочитают простые занятия.
Самосознание
Все чаще обращает внимание на других детей, сравнивает себя с ними, может высказать личные предпочтения. Ребенок, если гордится чем-либо, непременно скажет вам об этом. Ценит и дорожит личными вещами.
Эмоции
Хочет постигать новое, и чтобы научиться может проявить терпение. Стремится обслуживать себя сам, проявляет независимость. Кроха становится не таким агрессивным, чем очень радует близких. Для выражения собственных желаний и чувств пользуется речью. Начинают проявляться первые признаки юмора.
Дети от 3 до 5 лет
Физические способности
Ребенок активен. Может убежать от мамы и остановиться, свободно перемещается в любых направлениях. Скачет галопом, прыгает на одной ноге, может подниматься и спускаться по лестнице с чередованием ножек. Играет с мелкими предметами, берет их пальчиками. Хорошо ловит большой мяч. Несмотря на то, что одевается сам, молнии, шнурки и пуговицы остаются недоступны.
Умственная деятельность
Много говорит и задает интересующие его вопросы. Дети в возрасте от трех лет начинают осознавать, что означает число. Ребенок находит причины, но теперь он обсуждает их со взрослыми, просит дать ему ответ на вопрос. Убирает за собой, называет большинство цветов.
Малыши учатся проявлять симпатию, если кто-то попал в беду, они сопереживают. Если ребенку прочитать грустную сказку, он может расстроиться до слез. Кроха понимает, что мир взрослых устроен иначе, что взрослые не видят того, что доступно ему, поэтому всегда поясняет свой вопрос. Может представить себя в роли другого человека, либо игрушки. Во время игры берет на себя роль вымышленного объекта или игрушки.
Речь
Дети могут выражать свое мнение, пользуясь в разговорной речи не только настоящим временем, но и прошедшим. Все чувства пытается выразить словами, нравится беседовать со взрослыми. Отличает вымышленный мир и реальный.
Навыки общения
Ребенок становится более покладистым и послушным, но спорит и не слушается старших сестер и братьев. Многие дети к этому возрасту забывают про истерики. Крохе нравится играть как в обществе других детей, так и одному. Может заскучать, о чем непременно расскажет взрослому.
Более широко и полно выражает веселье и хорошее настроение. Может рассказать анекдот, даже не понимая, что в нем смешного. Нравится выступать в роли сказочных персонажей. Имитирует актеров, повторяет за другими детьми.
Самосознание
Показывает характер. Может потребовать одеть ему другую майку или шапочку. Начинает сравнивать себя с другими и просит маму разрешить ему гулять на улице без теплой кофточки, как его лучший друг. Если спросить малыша, он поделится своими чувствами, расскажет, кого и за что любит. Нравится становиться взрослым. Ребенок может попросить вас разрешить ему выбрать продукты и оплатить покупки.
Эмоции
Проявляет независимость, старается все делать сам, но становится зависимым от других малышей. Понимает, как надо вести себя, перенимает привычки и культуру других детей. Родители могут выразить недовольство поступками ребенка, а малыш в ответ расстроиться и начать отстаивать свою точку зрения. Начинает скрывать свои чувства и мысли.