Главная » Все о детях » Почему ребенок не говорит в три года?

Почему ребенок не говорит в три года?

Как любовь родителей может привести к задержке речевого развития у ребенка? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что ваша забота и повышенное внимание могут вызывать у ребенка задержку речевого развития?

Психологи считают, что любая проблема имеет две составляющие: социальную и биологическую. Сегодня многие дети в три года молчат, не хотят общаться с другими детьми и с родственниками. Нет общей причины, объясняющей задержку речевого развития у современных детей. Но всегда на развитие малыша оказывают огромное влияние родители. Безусловно, ни один нормальный родитель не желает зла своим детям. Мы готовы отдать все, чтобы дети были счастливы и здоровы, но невольно сами становимся причиной проблем. Чрезмерно заботливые, любящие родители могут в три года привести своего кроху к логопеду, и цель у них одна – помочь ребенку, научить его говорить правильно. Вот только взрослые сами задерживают речевое развитие любимого малыша. Нередко мы сталкиваемся с тем, что дети из разных семей имеют разный уровень развития речи, при этом социальные и бытовые условия у них равные. Почему так происходит?

Причина первая – гиперопека

Обращали ли вы внимание на то, как вы разговариваете со своим ребенком? Вы зашли в магазин, в помещении жарко. Вы тут же опережаете малыша вопросом: «Тебе душно? Снять шапочку?» Стоит ли говорить, что ребенку нет нужды трудиться и искать пути контакта с мамой. Она сама обо всем догадается, сама все решит за кроху. Мама настолько сильно любит ребенка, что умеет понимать его без слов. О такой любви надо только мечтать. Но, к сожалению, именно такие мамы приходят в кабинет логопеда с округленными глазами: «Нам три года, а мы еще не говорим! Почему?!» Все просто, вы не виноваты в педагогической запущенности ребенка. Ему просто не нужны слова, чтобы объясняться. Взрослые умеют предугадывать желания ребенка, поэтому он и не пытается ответить на вопрос. Стоит заметить, что гораздо хуже ситуация, когда малыш со временем утрачивает всякое желание задавать вопросы. Они уже не рождаются в его голове.

ребенок

Причина вторая – повышенный уровень тревожности

Вы бдительный родитель, который впадает в панику от одной лишь возможности удушения ребенка, поэтому вы никогда не предлагаете чаду погрызть морковку или пососать леденец. Несмотря на то, что ребенку уже три года, вы тщательно перетираете пищу, перемалываете орехи и боитесь, что малыш подавится, когда будет есть суп с фрикадельками. Вы будете удивлены, но у ребенка в три года недоразвиты мышцы речевого аппарата. Он совершенно не понимает, как ими пользоваться. Физически этот ребенок не имеет возможности для разговора.

Причина третья – ревность

Родители всегда жалеют ребенка, но если одни ограничиваются внутренним диалогом, то другие считают, что все окружающие люди: взрослые и дети – это потенциальное зло. После того как вы забираете ребенка с детской площадки, он не может успокоиться, вспоминая, что другой малыш ударил его ведерком. Вы жалеете мальчика на глазах у всех, и ребенок понимает, что от окружающего мира исходит потенциальная опасность. У такого малыша нет опыта социализации. Родители, оберегая чадо, не допускают его к общению, так как среда настроена к ребенку агрессивно. Мама невольно передает детям мысль, что мир враждебен. Что отвечает подсознание ребенка? Я не стану дружить с этим миром, мне не нужно это общение.

Родительское сочувствие программирует малыша на то, что в том месте, где ему надо принимать решения и трудиться, его могут обидеть. Даже если занятия с логопедом окажут помощь ребенку, они не спасут его от будущих проблем с адаптацией. Ребенок так и будет до совершеннолетия держаться за мамину юбку.

Причина четвертая – низкая самооценка взрослых

Если у родителя низкая самооценка, он будет предупреждать все попытки малыша совершить ошибку. Предположим, вы пришли на занятия вместе с трехлетним сыном. Ваш ребенок берет в руки карандаш и пытается выполнить задание. Вы видите, что чадо ошибается и спешите поправить его. Вы вспоминаете, как в детском саду вас ругали за кривые линии и лишние квадратики. На уровне подсознания вы объединяете себя и ребенка в одного человека, поэтому задержка речевого развития у малыша – это камень в ваш огород. Вы уверены, что где-то допустили ошибку, вините себя за плохое отношение к ребенку. Родители с заниженной самооценкой всегда будут стремиться поправить, доделать, подсказать. Ребенок в конечном итоге утратит интерес к познанию, а потом станет полностью безразличным к окружающему миру.

Причина пятая – психологическое давление

Если один родитель ведет себя пассивно, то второй пытается задавить ребенка своим авторитетом. Ситуация следующая: вы в кабинете у логопеда, ребенок выполняет задание. Вы сидите тихо, ждете, пока чадо справится с упражнением. Но папа малыша не выдерживает, начинает злиться и угрожать ребенку: «Ты что тупой? Не позорь родителей! Лишишься мороженого, если не пройдешь тест!»

малыш от года

Если в описанной ранее ситуации родители не верили в успех своего малыша, то здесь все гораздо хуже. Взрослый человек, отец ребенка, самоутверждается за его счет, причем делает это в грубой форме. Согласитесь, что ребенок в три года многого не знает и не понимает, но подобное отношение родителей приведет к тому, что малыш и не захочет ничему учиться, он не будет даже оспаривать свои права, спрячется под диван и будет молчать, потому что любое его слово способно спровоцировать агрессию отца, которая самим папой расценивается не иначе, как досадное недоразумение, вспышка эмоций.

Причина шестая – протест

Если перед вами уже встала проблема задержки речевого развития, ваши ежедневные понукания малыша: «скажи», «повтори», «не молчи», могут привести к обратному эффекту. Дети выражают протест молчанием, в логопедии подобное поведение ребенка имеет название «речевой негативизм». Никогда нельзя заставлять малыша осваивать речь силой. Лучше всего учиться говорить в игровом процессе, если упустить момент, будет трудно справиться с речевым негативизмом в будущем.

Причина седьмая – планшеты, памперсы и соски

Дети доставляют родителям много хлопот. Когда они маленькие, то все время плачут, прося взрослых удовлетворить их потребности в питании и сне, когда вырастают, начинают задавать вопросы. Мы приучаем малышей сосать соску, чтобы сохранить свои нервы. Но сначала мы облегчаем себе жизнь, предлагая крохе соску и памперс, а потом включаем ему телевизор и даем в руки планшет, избавляя себя от массы вопросов.

Дети познают мир, они пробуют его на вкус в прямом смысле слова, а родители, дабы не сойти с ума от одной мысли, что чадо может отравиться или подавиться, предлагают ему соску. Всем хорошо, всем спокойно, а потом ребенок вместе с заботливым родителем бегает по кабинетам и ищет способы, как «научить говорить трехлетку».

Современные дети начинают говорить гораздо позже, чем их родители. В виду ухудшения экологической ситуации, участившихся случаев осложненных родов, проблемы с речевым развитием носят массовый характер. Но прежде всего в этой проблеме виноваты сами родители, они стремятся преодолеть трудности, хотят не навредить, а здесь важно понимать, что не навредить означает помочь.

В возрасте до одного года надо приучать малыша к речи. Садитесь вместе с ребенком и читайте стихи, пойте песенки, занимайтесь пальчиковой гимнастикой. Когда кроха немного подрастет, перебирайте с ним макароны, просеивайте гречку, ищите в лесу красивые шишки и веточки и составляйте гербарий. Делайте все так, как делали наши предки со своими детьми много лет назад. Уберите подальше замысловатые игрушки со сложной «начинкой». Вам нужен реальный, живой мир!

Никогда «дедушкины» методы воспитания не утратят актуальность, индустрия игрушек не способна предложить им полноценную замену. С детьми надо играть. Игровой процесс – это важнейшая стадия развития человека. Сюжетные, ролевые, предметные игры могут не только удовлетворить потребность маленького человечка в общении, но и стать началом будущего важного жизненного увлечения вашего ребенка.

Не бойтесь отпускать своего ребенка. Речь не идет о том, чтобы отвернуться от него и забыть. Надо справиться с собственным страхом, поверить малышу, разрешить ему познавать мир. Важно не только уметь соблюдать границы, думать о безопасности, но и быть коммуникативным человеком. Если ребенок поймет, что с окружающим миром можно общаться без посредничества родителей, ему понадобится речь. Так вы справитесь с задержкой речевого развития, а ваш малыш станет взрослым, успешным, уверенным в себе человеком.

Оставить комментарий

*

Яндекс.Метрика