Жрецы в древнем Египте занимались не только религией. Они проявляли себя в науке, праве, медицине и многих других сферах. Очевидно, что врачевание являлось одним из преимущественных направлений для обучения в учебных заведениях, которые создавались в храмах.
Отношение к лекарству было серьезным. После завершения обучения новоиспеченные жрецы проходили практический курс. Больные приходили за бесплатной медицинской помощью в храм и им оказывали услуги, как в современных поликлиниках. Уровень квалификации древних лекарей был на высоком уровне, это подтверждают свидетельства таких античных историков, как Страбон, Геродот, Диодор. Документальное подтверждение, написанное на лекарственных папирусах, было обнаружено и в руинах египетских храмов. Несмотря на древность, в Египте были отличные врачеватели, в том числе и хирурги.
Как видно из записей Диоскорида и Плиния, жрецы древнего Египта могли выполнять не только сложные операции, но и владели задатками анестезиологии. Врачи прошлых лет могли обезболивать раны, причем в качестве анальгетика они применяли мемфийский камень или каирский мрамор. Это вещество растирали в порошок и сочетали с уксусом. Состав позволял проводить местное обезболивание, поэтому пациент абсолютно не чувствовал боли.
Современные ученые провели ряд исследований над мумиями, и оказалось, что лекари древнего Египта владели навыками по проведению многих операций. Они знали и выполняли трепанацию черепа, ампутировали конечности, были прекрасно осведомлены о лечении переломов. Кроме того, хирурги древнего Египта выполняли пластические операции.
Подтверждением этому факту стала находка, обнаруженная в одной из гробниц в Сахаре. Благородный вельможа, живший во времена правления фараона Тети II, во 2-м тысячелетии до рождения Иисуса, был врачом. Об этом свидетельствуют картины популярных хирургических операций, изображенных на двери почивальни. На одной из сцен можно заметить помощника доктора, придерживающего плечо больного, а доктор, от которого на рисунке осталось лишь колено, проводит операцию, по всей видимости на руке. На картине изображено проведение двух операций: ноги и руки. В каждом случае, чтобы не мешать хирургу, помощник сильно сжимает плечо под пахом. Лица больных исказила боль. Как тяжело приходилось пациентам прошлого, свидетельствует надпись. «Завершай свое дело и дай нам уйти», — говорит один, а второй просит: «Не причиняй мне много боли!»
Еще одна картина наглядно описывает акт обрезания. Мужчина сильно терпит. Из картины видно, что его поддерживает помощник, ограничивающий движения. Также уже в те времена сцену операции скрывали от самого пациента, закрывая ему обзор. У древних египтян существовало правило обрезать мужчин перед самым венчанием. Все манипуляции выполняли особым ритуальным каменным ножом.
У историков существует до сих пор неразрешенный спор по поводу того, откуда произошел обычай обрезания. И надо заметить, что многие из них считают, что эта традиция пришла именно из древнего Египта. Доказательств этому достаточно — а именно свидетельства Геродота, Страбона, Диодора из Сицилии, и даже Иосифа Флавия, еврейского историка. На каменном изваянии, которое датируется 2700 годом до н. е., жрец Анисата изображен обрезанным.
Нам известно, что это была древняя традиция – обрезать юных жрецов. По сути, весь процесс представлял инициацию. Климентий из Александрии писал, что в 550 году перед Христом, Пифагор, которого изгоняли из Мемфиса и Гелиополиса, должен был, несмотря на то, что являлся чужестранцем, быть подвергнут этой операции. Так, после совершения обряда для него сразу же открылись все египетские двери. Очевидно, что, не пройдя акт обрезания, ему бы не удалось узнать тайны египетского знания. Так, являясь греком, он превратился в жреца Египта на равных с местными.
Оказывается, что среди прочих общественных слоев, обрезание было не столь важным и обязательным процессом. Но большинство найденных мумий являются обрезанными. Основываясь на этом, можно сказать, что данный обычай евреи унаследовали от египтян и придали ему религиозный оттенок. Но у древних египтян процесс не имел такого значения, и, по заключению Геродота, проводился только из гигиенических соображений.