Почему одни подростки, учась в школе довольно посредственно, поступают в вуз и превосходят по показателям своих более умных однокурсников? Чего не хватает студентам, чтобы хорошо учиться и окончить высшее учебное заведение без проблем? Почему родители не хотят смотреть правде в глаза и отказываться верить в то, что их детям подкинут мозги перед поступление в вуз?
В первую очередь, речь идет о дефиците самоконтроля. С одной стороны, это объясняется физиологическими причинами в период созревания, но также в проблемах виновато неумение откладывать удовольствие. Может быть, действительно упорство и настойчивость важнее, чем ум?
Если человек хочет добиться цели: поступить в хороший вуз, получить выгодный контракт, ему надо научиться контролировать себя и выполнять то, что порой не очень хочется.
К интересным выводам пришли преподаватели, проанализировавшие информацию о поступающих и студентах. Как часто случается так, что те сведения об абитуриентах, которые ложатся в основу решения о приеме в высшее учебное заведение, не дают возможности предугадать успешность студента в конкретной области.
Стоит ли говорить, что жизнь доказывает: упорство важнее интеллекта. Люди, которые со временем становятся лучшими сотрудниками в компании, не всегда были успешными учениками и блестящими студентами. Правда, у каждого из них есть одна важная черта – это усердие и настойчивость. Если человек умеет сосредоточиться на задаче, довести ее выполнение до конца, он станет успешным. Жизнь доказывает, что настойчивость важнее таланта.
Одна моя приятельница появилась на свет в семье рабочих. Родители не могли дать ей хорошее образование, но научили ее усидчивости и упорству. Может быть, эти черты характера были заложены в девушке до рождения. Но она окончила школу с золотой медалью, поступила на бюджет в престижный вуз и окончила его успешно, найдя в последствии высокооплачиваемую работу.
Если спросить у экспертов, в чем главное отличие школьников, которые учатся на пятерки, от двоечников, вы услышите вовсе не монолог о том, что отличники обладают дюжим умом. Все они, как один, учатся хорошо лишь по той причине, что прилежны и настойчивы в достижении цели.
Успех не имеет связи с интеллектуальными способностями. Утверждение, что учится лучше, тот, кто умнее, неверно. Социологи, проведя анализ успеваемости и характеров учеников, пришли к выводу, что только двадцать пять процентов успеха в обучающем процессе обусловлены интеллектуальными способностями. Три четверти успеха определяются чем-то иным. На основании тестов, которые сдают все одиннадцатиклассники, невозможно сделать прогнозы об обучении в вузе. Конечно, школьник с высокими баллами ЕГЭ поступит в вуз, но, как сложится его жизнь в процессе обучения, сказать трудно. Тесты не способны учесть такие черты характера, как настойчивость, упорство или то, что люди называют «деловой хваткой».
Но упорство упорству рознь. Это не просто сильное желание работать. Человек, обладающий упорством, умеет акцентировать внимание на задаче, причем он сохраняет это качество даже в тех случаях, когда вокруг все против него.
Упорство невозможно без такого понятия, как отложенное удовольствие. Сегодня надо затрачивать время и силы на выполнение задачи, которая не принесет моментальной отдачи. Может быть, вы скажите, что это странно, но зависимости между интеллектом и упорством не существует.
Кто будет более успешным: интеллектуал или просто настойчивый человек?
Оказывается, в учебе так же, как и в жизни, цели достигает тот, кто тратит больше времени на процесс. Эксперты в области образования относят упорство к «некогнитивным навыкам» человека. Большинство психологов уверено, что сегодня некогнитивные факторы отличают школьников, которым удается достигать цели, от тех, кто остается за бортом.
Но стоит заметить, что постоянство, настойчивость, упорство – это не навыки, которые прививаются в процессе жизни. Человека можно научить играть на фортепьяно, кататься на велосипеде. И, скорей всего, перечисленные выше качества – это способности, которые можно и нужно развить, а не навыки, приобретаемые сами по себе.
В основе механизма развития интеллекта и желания достичь цели лежат разные понятия. Можно научить ребенка вычислять площадь треугольника, можно заставить его выучить таблицу умножения, но, чтобы развить упорство, нужны иные методы. Чтобы у школьника было то самое упорство, которое позволит ему сидеть часами и готовиться к сдаче ЕГЭ, вместо просмотра комедий на планшете или компьютерных игр, родителям придется потрудиться. Причем усилия следует прикладывать уже тогда, когда чадо только-только начинает изучать буквы и цифры.
Эксперты провели масштабное исследование, в ходе которого удалось выяснить, что дети, имеющие азиатское происхождение, успевают лучше. Можно сказать, что азиатское происхождение – это очевидный признак успешности, более важный, чем проживание в полной или обеспеченной семье, способной дать хорошее платное образование.
Азиаты уже в детском возрасте имеют твердое убеждение, что затраченные сегодня усилия непременно окупятся в будущем. Они не жалеют сил на учебу, тратят в два раза больше времени на изучение материала. Они более внимательные на уроках, не пропускают занятия и практически всегда приходят в школу подготовленными.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был успешным, научите его концентрироваться на выполнении задачи, быть упорным и не отказываться от цели, даже если обстоятельства складываются не лучшим образом.