Многие люди искренне верят всему, что пишут в газетах и читают на новостных сайтах в сети Интернет. Ошибка заключается в том, что еще с советских времен отношение к опубликованному в СМИ всегда одно – это вера в искренность авторов. Но в жизни даже самые честные авторы вольно или невольно совершают ошибки. Каждый из нас не может претендовать на совершенство, поэтому следует относиться ко всему немного предвзято, ведь последствия современного информирования могут оказать отрицательное влияние на человека.
Люди изо дня в день подрывают свое психическое здоровье, веря негативной информацией, льющейся с экранов телевизоров. Единственное средство защитить себя от негатива – это развить привычку критического чтения.
Стратегия критического чтения:
Этап 1: Просмотреть
Просмотреть – смысл этого шага в том, чтобы рассмотреть некоторые части статьи под другим углом, получив общее представление об информации.
Задайте себе вопросы: О чем пишет автор статьи? Какова его позиция? Есть ли факты, предложенные автором в поддержку собственной точки зрения? Какие это факты?
Этап 2: Поразмыслить
Размышление над текстом означает проверку личных взглядов, даже если они идут вразрез с авторскими. Объективна или нет статья?
Необъективность может выражаться двумя направлениями. Рассмотрите противоположные точки зрения и определите, какие факты поддерживают те или иные взгляды лучше. Задумайтесь, возможно, автор, которого мы читаем в данный момент, предлагает новые более убедительные факты или указал на ошибку в нашем мышлении.
Второе направление, каким может выражаться необъективность, менее заметно. У каждого из нас множество идей и установок, берущих начало не в наших головах, а сформированных другими людьми: учителями, родителями, друзьями. Так как подобный вид необъективности иррациональный, он чаще всего является более серьезной проблемой.
Задача второго этапа – распознать два типа необъективности, чтобы держать их на контроле во время выполнения следующих шагов.
Этап 3: Прочесть
На этом этапе необходимо углубить и уточнить собственное понимание. Выделите в тексте наиболее важные предложения. Попробуйте кратко пересказать своими словами факты, предложенные автором статьи. В итоге у вас должна появиться сокращенная версия текста, более доступная для понимания.
Этап 4: Оценить
Оцените прочитанное: предлагает ли автор расплывчатые или двусмысленные понятия? Использует ли автор эмоционально окрашенный язык взамен фактов? Изложение текста в письменном виде заставляет человека думать и чувствовать, но если автор преследует цель: вызвать у читателя эмоции, то подобная подача материала бесчестна.
Подумайте, относятся ли факты, приведенные журналистом, к описанному вопросу? Факты фактам рознь: если они не имеют никакого отношения к поднятой теме, они не должны учитываться нами.
Описанные в тексте доказательства могут показаться впечатляющими, но при ближайшем рассмотрении фото снежного человека окажется настолько размытым, что за необычный объект можно принять даже соседнее дерево.
На какие источники ссылается автор? Случается, что более старые источники дают верную информацию, но также не стоит забывать, что мир не стоит на месте, и все, что было доказано когда-то, сегодня с легкостью опровергается.
Насколько логичны выводы автора? Нередко в газетных статьях делаются обобщенные выводы, цель которых – заставить читателя поверить написанному.
Каждый раз, беря в руки свежую газету или слушая информационные передачи, отдавайте себе отчет: СМИ – это чья-то работа, и задача журналистов убедить читателя в правдивости строк. Наша же с вами задача – не поддаваться эмоциям, а смотреть на вещи трезво. Против тревоги и страха есть одно действенное средство – это логика и здравый смысл!
Берегите свою психику и будьте счастливы!