Дети иногда становятся в позу и отказываются посещать школу. Причиной подобного поведения может быть отсутствие взаимопонимания с педагогом. В первую очередь это касается детей мягких и ранимых.
Некоторые ученики младших классов могут настолько бояться учителя, что под любым предлогом отказываются идти на занятия. Что делать родителям? Во-первых, надо встать на сторону ребенка и быть готовым к разговору с педагогом, а также с директором школы, если ситуация вынудит вас пойти дальше.
Ребенок сталкивается с большими проблемами в школе. Учитель считает, что ваше чадо невнимательно, несобранно. Педагог может повысить голос на вашего ребенка, в то время как вы никогда не применяли грубые методы, чтобы добиться послушания. Даже если учитель не кричит на детей, но всем своим видом показывает, что способен на жесткие меры, ребенок может впадать в панику от одного предчувствия этого. Каким родителям понравится, если сын или дочь при одном воспоминании об учителе начинает дрожать?
Все попытки поговорить с учителем приходят в тому, что он обвиняет вас, как родителей, в недостаточном внимании к собственному ребенку. Он считает, что надо требовать от ребенка по максимуму, но ваше чадо не справляется с предъявленными требованиями. Если сюда добавить собственный отрицательный опыт общения с учителем, то чувство беспомощности и неловкости только усилится. Эмоции берут верх, и родители занимают оборонительную позицию. Как в этом случае разрешить ситуацию мирным способом?
Попробуйте понять педагога. Он тоже человек, такой же, как и все. Он испытывает ежедневный стресс на работе и дома. Он несет ответственность за большую группу детей. Кроме того, в его обязанности входит обучение школьников.
Чтобы установить контакт с учителем, надо найти подход к педагогу. Здесь вам пригодятся коммуникативные навыки. В противном случае учитель сочтет вас слишком напористым и не станет прислушиваться к вашему мнению.
Как разговаривать с педагогом?
Не стоит пытаться говорить о проблеме с помощью телефонного звонка или электронной почты. Для этого следует выбрать время и договориться с учителем о встрече. Чтобы учитель начал прислушиваться к вам, надо согласиться с одним из его утверждений. Найдя точку опоры, учителю будет легче настроиться на сотрудничество. Например, педагог скажет, что ребенок слишком плаксивый. Подтвердите это, заметив, что и дома ваше чадо проявляет чуткость и эмоциональность.
Следите за словами учителя, попробуйте на время забыть о том, что намерены требовать, чтобы понять смысл его слов. Если вы не понимаете учителя, попросите повторить или объяснить еще раз. Следите за выражениями и интонацией. Если учитель говорит вам, что ребенок не успевает по программе, попросите его привести пример.
Спросите, о каких предметах идет речь, может быть, ребенок допускает много ошибок во время контрольных, а на уроках хорошо решет задачки? Не стесняйтесь копать глубже. Вы – родитель, и имеете право знать все о поведении и успеваемости ребенка. Если ребенок повел себя плохо, попробуйте узнать, не послужило ли поводом для такого поведения какое-либо событие. Возможно, кто-то из одноклассников задел вашего ребенка словом или и того хуже – ударил. Выяснение подробностей поможет вам понять, какие эмоции испытывал ребенок, когда совершал поступок.
Некоторые дети плачут по утрам, потому что не хотят идти в школу, но причина на самом деле в том, что они не успевают переключиться. Возможно, вам следует пересмотреть режим дня, чтобы чадо просыпалось раньше и успевало влиться в рабочий ритм. Если ребенок не слушает учителя на уроке, обратите внимание на парту, за которой сидит сын или дочь. Иногда учителя не замечают, что дети отвлекаются на посторонние предметы. Это может быть, как аквариум, так и красивая картина на стене. Есть дети медлительные, они сначала изучают детали, а только потом понимают, что от них требуется. Ваша задача выяснить у учителя все факторы, влияющие на вашего ребенка. Попробуйте спросить у самого ученика, о чем он думает, когда учитель объясняет у доски. Вы будете удивлены, но непоседа расскажет, что мечтал о новой машинке или вспоминал любимый мультик.
Не доверяйте учителю, если он будет рассказывать вам про темперамент ребенка. В институтах этой теме посвящено совсем мало времени, поэтому, если у педагога нет психологического образования, вы можете сами удивить его, рассказав о типах темперамента маленьких детей. Иногда учителя допускают большую ошибку, ровняя всех детей под одну гребенку.
Слушайте учителя внимательно. Не повышайте голос. Это настроит педагога на беседу и на рассмотрение вашей точки зрения. После того, как поймете, какие приоритеты расставляет учитель, объясните, что хотите от него. Вы можете сказать так: «Я хочу, чтобы моему ребенку было комфортно в школе. Я считаю, что благоприятные условия помогут ему раскрыться и преодолеть сомнения и страх». Обозначив свои интересы, вы тем самым устраните барьеры в общении.
Если учитель разрешит, можно посетить урок. Непременно похвалите педагога за приемы, которые он использует, чтобы дети быстро и легко схватывали материал. Предложите учителю воспользоваться вашими методами воспитания. Вы, как никто другой, знаете своего ребенка, подскажите педагогу приемы, помогающие вам успокоить шалуна. Но, конечно, не все приемы успешно работают в коллективе, поэтому их стоит предварительно проверить, прежде чем внедрять в обучающий процесс.
Не все учителя педагоги от природы. Учитель – это прежде всего человек. Он может быть упрямым, медлительным и даже немного агрессивным. Не стоит давить на педагога. Попробуйте предложить свои методы и обсудить их с учителем.
Если вы являетесь человеком эмоциональным от природы, вам вряд ли удастся сдержаться, поэтому на первую беседу отправьте более хладнокровного мужа. Если вы не смогли достичь договоренностей на первой встрече, попросите еще одну.
Если общий язык с педагогом не найден
Не всегда родителям удается найти подход к педагогу. Все мы люди, и учителя тоже не идеальны. В случае, если прийти к решению не удалось, остается один выход – обратиться к директору учебного заведения. Вам надо попросить директора назначить совместную встречу вам, учителю, школьному психологу. Можно пригласить на встречу бабушку или дедушку, даже сотрудника социальной службы. Эти люди могут оказаться вам полезными.
Если все пройдет успешно, то ребенок перестанет бояться посещать школу. Методы, когда детей учили плавать, бросая их на глубину, не срабатывают. Слишком высок риск утонуть! Все дети разные, поэтому стоит научить ребенка держаться на плаву на мелкой воде, а уже потом переходить к освоению глубин.
В некоторых случаях действенным методом бывает перевод ребенка в другой класс этой же школы, но не из-за того, что бывший учитель плохой. Просто требовательный и строгий, он не подходит вашему ранимому и нежному ребенку.
Все дети с непростым характером могут иметь успех. Если мама и папа готовы стать ребенку надежной защитой и опорой, работать в одной команде, то школа будет для школьника не испытанием, а местом, где он может проявить себя.