Маленьким детям в обычном театре не очень рады. Малыши пищат, постоянно ворочаются, дергают соседей по креслу. Но не так давно в нашей стране начали появляться беби-театры, в которые родители могут приходить на спектакли вместе с самыми маленькими зрителями. Для них – детей от 0+, и были придуманы незамысловатые постановки.
Юные зрители, которые и ходить не умеют, тихо сидят на руках у мам и внимательно смотрят за порхающими по сцене бабочками, изучают абстрактные объекты, которых не найти в живой природе. Удивительно, но даже самые непоседливые малыши смирно сидят и смотрят спектакль без явной сюжетной линии в течение 20 минут.
Детишки от трех лет с удовольствием смотрят представление с элементами балета, пантомимы, теневого театра. Им нравится смешной сюжет, они грустят вместе с куклами, а после завершения представления выходят на сцену и швыряют друг в друга бутафорские снежки и гигантские ягоды.
Как актерам удается удерживать внимание зрителя в пеленках?
Новый вид досуга привлекает родителей и их малышей по всему миру. Дети первого года жизни не умеют ни говорить, ни ходить, но им нужна мама, поэтому совместный просмотр спектаклей – это один из способов общения. Аудитория делится на несколько категорий: дети от полугода до полутора лет, малыши от 1,5 до 3-х лет и зрители, старше трехлетнего возраста. Безусловно, жёсткого разграничения нет, так как каждый родитель определяет сам, в какую возрастную группу следует отнести ребенка. Разделение на возрастные категории важно для подготовки номеров и постановок, ведь восприятие ребенка в 6 месяцев сильно отличается от восприятия малышей, достигших двух лет.
История беби-театра
Как и многие новшества в мире искусства, беби-театр пришел к нам из-за границы. В европейских странах маленькие зрители посещают специальные площадки, где для них организованы тематические представления и созданы комфортные условия для просмотра. Перед спектаклем грудничков вынимают из детских колясок, предлагают им соски и грудь. Малыши шумят и капризничают, но как только прозвучат первые звуки музыкальной композиции, детишки замолкают и смотрят на актеров, выступающих на сцене. Несмотря на то, что спектакли для грудничков идут минут 20-25, малыши внимательно следят за абстрактными действиями, происходящими на сцене.
Какой сюжет доступен маленьким детям?
Беби-театр – это действо, где нет строгой сюжетной линии. Актеры показывают представление про то, как светит солнышко, идет дождик, сменяют друг друга времена года. В качестве реквизита используются зонтики, тазы и мочалки. Удивительно, но простые вещи грудничкам нравятся больше. Спектакль с детской точки зрения очень увлекателен, тем более, что мама всегда рядом и дети чувствуют себя спокойно и уверенно.
В России первыми детскими театрами стали театры кукол, но здесь представления больше ориентированы на публику от трех лет. Дети от 3 до 4 лет взаимодействуют в игровом процессе с куклой. Этим объектом может стать не только привычная фигурка человека, но и очки, лист бумаги, расческа. Малыши общаются с ними на равных, погружаясь в выдуманный мир. Поэтому в театре для грудничков актером может стать палка, шарик, ведро, а также сам человек.
Детям более старшего возраста нужна идея, но развитие сюжетных линий зависит еще и от художественного подхода. Одни родители считают, что их ребенку сюжет не важен, другим же кажется, что дети не будут внимательно смотреть представление, если у истории нет начала и конца.
Постановка детских сказок для зрителей от 6-ти месяцев немного отличается от традиционных спектаклей. Так, сказка про «Муху-Цокотуху» исключает драматичную сцену с Пауком. Комарик спасает Муху-Цокотуху, щекоча брюхо злодею.
Сегодня беби-театры – это возможность показать малышу иной мир, без тематических, жанровых, стилистических рамок, которые нивелируют индивидуальность восприятия каждого малыша.
Какая польза от беби-театра?
Есть ли смысл водить малыша, которому еще не исполнился год, в беби-театр? Что полезного ребенок вынесет для себя из постановки? Может быть существуют какие-то скрытые методы восприятия, побуждающие детей интересоваться искусством?
Действительно, вопросы родителей о том, зачем маленьким детям, которые еще не умеют ходить и говорить, посещать детский театр, присутствуют всегда. Мамы хотят знать, чему научится ребенок, просмотрев спектакль. Но постановки для грудничков не ставят своей задачей научить кроху чему-то особенному. Взрослые часто ходят в музеи, посещают выставки, знакомясь с красотой и интересными экспонатами, так и ребенок расширяет свой кругозор, приходя на детский спектакль.
В театре для самых маленьких у родителей и малышей есть возможность побыть вместе, посмотреть на привычный предмет с другой стороны, понять то, что известные нам свойства объектов могут изменяться. Стол – это не только мебель, позволяющая нам комфортно принимать пищу. Веник нужен не только для уборки в доме. Актеры легко строят такой мир, который будет интересен как юным зрителям, так и их родителям.
Прежде чем подготовить представление для малышей, люди собираются и долго обсуждают трансформацию. Для примера: на одном из тренингов было предложено свыше пятидесяти вариантов использования обеденного стола. Очевидно, что изобретательность людей позволяет воспринимать мир шире и видеть его под другим, непривычным углом.
Здесь никаких открытий нет, ведь театр — это созданное людьми искусство. Спектакль подразумевает присутствие актеров, музыкантов, контактирующих с детьми, а у каждого малыша, несмотря на его возраст, есть собственный багаж знаний, собственный мир и пространство.
Дети видят, как в спектакле сочетаются драматургия, танец, музыка, движение, свет. Ребенок может посетить занятие по лепке, по рисованию, сходить в музей, а в детском театре ему доступно все и сразу. Маленьким зрителям разрешают подниматься на сцену и контактировать с актерами и реквизитом. Эта потребность малышей не только слушать и смотреть, но и трогать – важный аспект, отличающий беби-театры от традиционных театров. Здесь на детей не ругаются, когда они хотят подвигаться или дотронуться до сцены.
Но, надо заметить, что организация детских спектаклей подразумевает родительское понимание того, что для зрителей есть специальная зона, которую до окончания представления покидать не стоит. Если малыш сидит и смотрит спектакль 20-30 минут, то после представления он может принять участие в танце героев на сцене.
Согласитесь, для детей пересечь границу, разделяющую зрителя и актера, очень важно. Кроха несколько минут смотрел на актера, а теперь у него есть возможность к нему прикоснуться. Но свобода не является интерактивом. Дети до трех лет не готовы к анимации, они не способны отвечать на приветствие моментально. Вы замечали, как ребенок машет рукой уходящему человеку, когда за ним закрывается дверь? Это особенность восприятия детей первых лет жизни. И не стоит думать, что малыш заторможен. Просто для него человек не ушел, он исчез визуально, а пока процесс не завершен, контакт с актером сохраняется. Очень важно для актера настроиться на темп и ритм детского восприятия.
Зачем водить детей в беби-театр?
В детском театре ребенку нужно не только представление, но и мама. Современные театры для малышей подразумевают комфортный просмотр действия родителей вместе с детьми. Ребенок смотрит на сцену с интересом, если чувствует мамино тепло, слышит стук ее сердца, общается с ней не только словами, но и тактильно.
Маленькие зрители сидят на руках у мам. Зрительская зона — это удобные подушки или низкий амфитеатр. Есть родители, желающие смотреть спектакль на стульях. Каждый выбирает для себя место по душе.
Вспомните, как в кукольном театре малышей усаживают в первых рядах, а родители в это время находятся сзади. Ребенок все представление сидит и оборачивается к маме. И причина не в том, что ему страшно. Малыш хочет поделиться увиденным с самым близким и родным человеком. Ему нужен и важен контакт с мамой, подтверждение эмоционального состояния, ведь когда на сцене появляется Медведь из сказки, ребенок восхищен, он хочет показать маме, что Мишка совсем не похож не героя из книжки: он больше, толще и веселее.
В кукольном театре родители сидят, уткнувшись в свои телефоны, а это разрывает тонкую связь маленького зрителя с мамой. Именно по этой причине в беби-театрах созданы условия для совместного просмотра представления. Посещение театра с мамой – это очень важно, это то, чем можно делиться с самым близким человеком на свете на эмоциональном уровне.
Маленькие дети, которым нет еще и года, после посещения беби-театра начинают повторять увиденное действие: они хлопают в ладошки, стучат ложками по кастрюлькам, делают все то, что видели на сцене.
Детские театры – это прекрасная возможность для мам, не любящих сидеть в песочнице и играть с детьми, провести время весело вместе со своим ребенком. Для взрослого человека нормально не испытывать интереса к детским играм, но беби-театр становится новым местом, где дети могут побыть с родителями.
Взрослые, посмотрев спектакль, начинают проявлять интерес к обычным вещам. Казалось бы, щетка для мыться посуды – очень скучный предмет, но он издает разнообразные звуки, если ей не только тереть сковородки, но и стучать или трясти. После подобных открытий мама с папой проще смотрят на детские шалости. Это не такая пустяковая вещь – а важный механизм познания мира.
Непременно посетите детский спектакль со своим малышом! Вы получите незабываемые эмоции!