Скромные и тихие, «домашние» дети нередко подвергаются нападкам со стороны одноклассников. Если мальчик не может дать отпор наглым детям, он непременно станет объектом насмешек.
Но травля в школе касается не только мальчиков. Девочки тоже страдают от нападок одноклассниц. Если ваша дочка не так одета, не так ведет себя, то сверстницы начинают исключать ее из общения. Ребенок болезненно воспринимает игнорирование, ведь очень сложно находиться в хорошем расположении духа, если никто не хочет сидеть с тобой за партой или идти по одной дороге домой.
Статистика психологов говорит о том, что около половины школьников в возрасте 10-11 лет становится объектом для высмеивания. К пятнадцати годам количество детей, подвергающихся издевкам, уменьшается, но сохраняется на высоком уровне: от нападок одноклассников страдает каждый четвертый. Поинтересуйтесь, возможно в вашем классе есть несколько детей, над которыми смеются остальные.
Почему возникает школьная травля? Как помочь ребенку в этой непростой ситуации?
В английском языке есть слово «буллинг», означающее деструктивное поведение индивида по отношению к другому человеку. Суть травли или буллинга в причинении вреда объекту.
Травля в школе подразумевает цикличность. Если ребенка обидели один раз, этот эпизод расценивать как травлю нельзя. Жертва и агрессор обладают неравными силами, поэтому более слабый человек не способен дать отпор. Конечно же, жертва реагирует на нападки, что еще больше заводит нападающих.
Травля может быть не только открытой. Дети нередко провоцируют жертву на какие-либо поступки. Они могут оказывать психологическое давление на ребенка, а также использовать физическую силу.
Сегодня буллинг все чаще встречается в социальных сетях. Новая среда дала благодатную почву для высмеивания, провокации и изоляции человека. К сожалению, статистика суицидов говорит о том, что подростки накладывают на себя руки после того, как сталкиваются с травлей со стороны одноклассников.
Причины буллинга
Агрессором по отношению к жертве всегда является один ребенок, у которого развивается нарциссическое расстройство личности. В последнее время нарциссизм все чаще проявляет себя в разных сферах, и этому способствуют потребительские установки, культ успеха и желание самоутвердиться за счет других.
Дети-нарциссы хотят властвовать, и проще всего это сделать, подмяв под себя более слабых. Нарциссы стремятся завоевать авторитет среди одноклассников, его посыл – «Вы ничего мне не можете сделать».
Мифы, связанные с травлей
Миф первый
Считается, что травля в школе появилась в последние несколько лет и связана с приходом Интернета. Но это утверждение далеко от истины. Школа всегда сталкивалась с проблемными детьми, имеющими незрелую, исковерканную систему ценностей. В любом учебном заведении всегда будут иметь место проблемы буллинга. Но педагоги не могут нести ответственность за это явление, учителя отвечают лишь за то, что дети должны понимать: на насилие и агрессию надо отвечать с достоинством.
Миф второй
Буллинг появляется в классах, где слабый педагог
Многие думают, что если в классе возникла травля одного подростка другими, значит, руководит детьми плохой учитель. Но из-за этого распространенного заблуждения большинство педагогов избегают разговоров на данную тему. Статистика говорит об обратном: факты травли чаще обнаруживают себя в классе хороших учителей, так как доброго педагога дети не так боятся как строгого.
Миф третий
С буллингом сталкивается небольшой процент детей. Но исследования показали, что примерно раз в десять дней около шестнадцати процентов девочек и семнадцати процентов мальчиков становятся объектами буллинга, при этом неважно, в какой школе учится ребенок в бюджетной или элитной. Около семи процентов девочек становятся агрессорами, около двенадцати процентов мальчиков инициируют травлю. Статистика не сильно отличается для разных стран, что говорит о присутствии буллинга в нашем обществе независимо от социального и территориального фактора.
Миф четвертый
С травлей сталкиваются только подростки, дети, учащиеся в начальной школе буллингу не подвергаются
Психологи отмечают, чаще всего травле подвергаются ученики вторых-четвертых классов.
Миф пятый
Педсостав должен обращать внимание только на факты физического насилия
Учитель не может тратить время на выяснение причин конфликтов между учениками. Если назревает серьезный физический конфликт, педагог должен вмешаться, но, согласно исследованиям, дети больше переживают не из-за побоев, а из-за психологической травли.
В большинстве стран на первое место выходит травля в виде словесных провокаций, злых шуток, обзывания и оскорблений. Второе место занимает игнорирование ребенка, а на третьем стоит физическое воздействие. Четвертое место занимают сплетни и слухи, которые недоброжелатели распространяют о ребенке, а на пятом находится воровство.
Суицидальная статистика подтверждает, что именно бойкот, изоляция являются первой причиной суицидов среди подростков.
Миф шестой
Травят только детей, которые не умеют устанавливать отношения с окружающими
Это большое заблуждение. У агрессора высокая самооценка, причем его поступки связаны не с аффективным поведением, а с холодным расчетом. Такие дети знают, как надо вести себя, но выбирают другую лини поведения, так как не боятся наказания и угроз.
Конечно, ребенок замкнутый и тихий чаще подвергает буллингу, но нередко жертвами травли становятся школьники, имеющие нормальную самооценку. Статистика подтверждает: жертвой травли может стать любой ребенок, а не только слабый и не способный постоять за себя. Если подросток не может скрыть свою незащищенность, то агрессоры быстро найдут, чем зацепить его.
Миф седьмой
Насилие среди детей можно быстро пресечь
Ошибочное мнение связано с тем, что всеми конфликтами в школе должен заниматься психолог. Наказание детей-агрессоров приведет к прекращению буллинга. Но именно с буллерами не стоит проводить тренинги, собирать их в группы. Агрессоры ведут себя не спонтанно. Буллер – это ребенок, у которого прогрессируют нарциссические черты. Ему важно установить власть над остальными детьми, причем агрессор делает это расчетливо. Чтобы справиться с буллером, надо идти другим путем.
Угрозы исключения из школы, публичные разборки с покаянием, где буллера вынуждают просить прощения, успеха не принесут. Все это только усиливает травлю. Краткосрочные меры по отношению к агрессору не действуют. Сама травля и есть вызов школе, как общественной организации.
Миф восьмой
Справиться с буллерами можно, привлекая к решению проблемы родителей агрессивного подростка
Это тоже большое заблуждение. Многие дети, ставшие агрессорами в школе, доставляют немало проблем своим родителям, поэтому не имеют с ними контакта. Может случиться и так, что родитель агрессивного ученика является нарциссом, а ребенок лишь отражает его поведение. Но нередки случаи, когда подросток сам становится тираном для собственных родителей. Очевидно, что, привлекая родителей для решения проблемы, справиться с буллингом будет невозможно. Школа обязана разделять ответственность: если ребенку позволено дома вести себя так, как вздумается, то в образовательном учреждении этого делать нельзя.
Миф девятый
Педагоги должны сами справляться с проблемными учениками
Справиться с чувством бессилия и создать в учебном заведении благоприятную атмосферу, можно лишь объединившись. Если культура школы подразумевает отделение от решения вопросов насилия, она не способна сохранить порядок. Суть в том, что взрослые люди, учителя, профессионалы своего дела, должны быть готовы дать единый отпор буллеру.
Что делать родителям ребенка, ставшего жертвой?
Первое, что могут сделать родители для своего ребенка – это внимательно выслушать его. Не надо показывать детям свой страх и беспокойство. В создавшейся ситуации для ребенка важно чувствовать опору и поддержку близких людей. Мама и папа должны передать уверенность, и тогда ребенок почувствует, что он не один борется со злом. Скажите ребенку, что немедленно начнете решать проблему.
Следующим шагом должен стать звонок учителю. Позвоните классному руководителю и поговорите на непростую тему.
Родители должны научить ребенка защищаться и отвечать на нападки. Важно воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Прекрасным средством против буллинга является юмор.
Взрослые должны внимательно относиться к детям, чтобы вовремя понять, что ребенок подвергается травле в школе. Каждый день спрашивайте у ребенка, как прошли уроки, что было нового и интересного в школе. Что происходило на перемене, как вели себя одноклассники. Интересуйтесь и тем, что порадовало, и что огорчило ребенка сегодня.
Когда стоит задуматься?
Если ребенок не желает ходить в школу, если жалуется на боль в животе, сдавленность в груди, если ему снятся плохие сны, все это говорит о том, что вашему ученику некомфортно в школе.
Что должен сделать учитель?
В современной школе к вопросам дисциплины учителя подходят по-разному. Есть школы, где педагоги выбирают линию поведения «не вмешиваться», полагая, что дети должны сами разбираться и принимать решения. Но существуют заведения, где учителя придерживаются строгих нравов, используя угрозы и наказания. Справиться с травлей ни первым, ни вторым методом невозможно.
Наиболее эффективный вариант – это неагрессивная конфронтация. Учителя, выбирающие данную линию поведения, не используют манипуляции и шантаж, но считают буллинг отвратительным.
Учитель, беря на себя роль ненавязчивого лидера, заставляет ребенка поступать так, как требуют правила. Если же агрессор продолжает деструктивную линию поведения, то к нему применяют меры. Таким образом, ребенок учится быть свободным и нести ответственность. И, конечно же, педагог должен всегда реагировать на происходящее и быть бдительным.
Роль директора школы
Психологи отмечают, что для предотвращения травли надо создавать в образовательном учреждении доброжелательную атмосферу. Как правило, буллинг возникает в школах, где ученики не уважают друг друга, где педагоги не принимают потребности детей в понимании и признании. Если в школе приветствуются деструктивные начинания, то от травли невозможно избавиться.
Агрессор утратит интерес к насилию, если увлечется делом, интересным и полезным, где можно проявить себя и иметь успех.
Как создать подходящую атмосферу? Она формируется из нескольких понятий. Во-первых, надо посмотреть, как педсостав относится к каждому отдельному ребенку, видит ли его, думает ли о том, чтобы ученику было интересно, чтобы ребенок мог проявить себя. Когда дети ощущают свою ценность, им нет нужды становиться буллерами.
Хорошая школа – это школа с выработанной системой ценностей. Дети должны иметь представление, что для них является злом, а что добром. Систему ценностей вырабатывают учителя и ученики. По этим правилам живет школьное сообщество, но для нарушителей есть система наказания, созданная самими детьми под контролем взрослых. Правила нарушать нельзя, но, если кто-то пошел наперекор, к нему применяют санкции.