Ваша семья сегодня испытывает напряжение: ребенок готовится поступать в вуз. Папа зарабатывает деньги, чтобы оплатить курсы или репетиторов. Мама уже давно не просит дочь прибраться в комнате, сама моет полы и стирает одежду за великовозрастным ребенком. И это с ее точки зрения правильно: пусть все свободное время чадо тратит на подготовку к экзаменам.
И вот ребенок поступает в вуз, который выбрали родители. Хорошо, если предназначение и вуз близки по специфике, но чаще всего студент утрачивает интерес к учебе, которую для него выбрали мама и папа. Тихие дети вообще не способны сказать ни слова поперек, так и учатся в нелюбимом вузе нелюбимой профессии.
Охладевают к учебе не все, но многие. Это говорит о том, что мы, взрослые, пытаясь помочь ребенку с поступлением, навязываем ему свою позицию. Мы видим мир таким и говорим им об этом. Мы не задумываемся, что у детей может и должно быть свое мнение.
По статистике свыше 60 процентов студентов разочаровываются в выбранной специальности к окончанию вуза. Автор этих строк – не исключение. И хорошо, если выбранная профессия не будет вызывать отвращение. С такой ситуацией еще можно справиться, найдя относительное комфортное место на рынке труда. Но когда одна лишь мысль о работе вызывает нервную дрожь, с этим надо что-то делать!
Слушайте своих детей, ищите то, что позволит ребенку реализовать себя. Пусть ваше чадо отучилось в лучшей школе города, не бойтесь позволить ему поступить не в столь престижный вуз, как кажется вам. Жизнь порой доказывает обратное: не всегда успехи в школе гарантируют успехи в карьере. Вспомните, сколько отличников работает по найму у троечников, которым когда-то они не давали списать. Это не месть, это правда жизни.
Сегодня не так важно, кем быть. Важно каким быть! Задавайте ребенку вопросы. Вы, если являетесь разумными родителями, быстро поймете, какая мотивация лежит в основе выбора вуза. Моя ошибка при выборе будущей профессии заключалась в том, что я была ориентирована на деньги. Выбор профессии, связанной с техникой, с компьютерами и прочими достижениями человечества, был основан на том, что за этим будущее. «Учись, ты всегда найдешь работу по выбранной специальности», — говорили мне родители, — «за компьютерами будущее!» Отчасти они были правы, но эта истина нисколько не повлияла на мою любовь к выбранной специальности. Кто бы мог подумать, что тянет меня не к холодным железкам, а к людям.
Вспомните свой разговор с ребенком о выборе вуза. Если вы склоняете его к поступлению в медицинский вуз, то на ответ, каким должен быть настоящий врач, услышите что-то похоже на следующее изречение: «Врачи много денег зарабатывают, если у них много пациентов». Но, если ребенок прирожденный доктор, он будет считать, что хорошим врачом станет лишь тот, кто любит людей, готов помогать им, быть бескорыстным, сострадающим, сердечным, дарить людям жизнь и ничего не ждать взамен. Это настоящий врач, прирожденный. Такому ребенку однозначно дорога в медицинский. Все остальные явно перепутали медицину и бизнес. Но никогда и никто не даст вам гарантий, что выбор будет сделан без ошибок. Лишь время покажет, попали ли вы в «яблочко».
Стоит заметить, что важным аспектом при выборе будущей профессии является желание вашего студента начать работать как можно раньше по данному направлению. Позвольте ему окунуться в среду, в которой он намерен работать всю оставшуюся жизнь. И пусть это будет среда, соответствующая его профессии. Если он пошел учиться на врача, пусть проходит практику в больнице, подрабатывая медработником, санитаром. Если учится на физфаке, пусть подрабатывает лаборантом в физкабинете. Все, что угодно, лишь бы соответствовало. Пусть эта работа оплачивается меньше, чем в палатке за углом, зато он приобретет бесценный опыт. Суть своей будущей профессии важно пропустить через руки и сердце. Пусть ребенок подумает, его ли это, получается ли отдавать, ведь работа является местом отдачи.
Вспомните истории поступления своих друзей, расскажите ребенку о своей истории. Вы непременно увидите, что судьба открывает перед нами нужные двери и не надо ломиться туда, где закрыто. Те возможности, которые нам не нужны, будут не доступны для нас. Прислушивайтесь к интуиции. Пусть ребенок научится слушать мир, пусть пробует все, но за счет своих усилий, а не за счет всемогущих взрослых, обеспечивших ему финансовую подушку. Не поступайте за своего ребенка в вуз. Он это должен сделать сам. Заберите костыль, иначе дитя никогда не научится ходить самостоятельно. Опекая его, вы вмешивайтесь в судьбу, делаете ребенка слабым. Своими стараниями лишний раз подчеркиваете, что ребенок ни на что не способен, что в жизни без вас он не справится. Это ошибочный путь, ведущий к апатии, к беспомощности, такой человек будет всегда «плыть по течению».
В ваших силах сделать ребенка уверенным, дать ему возможность проявить себя. Это дорога к успеху, к мастерству в жизни. Не поступайте за ребенка в вуз!