Главная » Интересное на Womensplay » Трагедия Бетховена

Трагедия Бетховена

Музыку Бетховена знает далеко не каждый, но из школьного курса известно, что композитор был глух. Отец Бетховена применял в воспитании ребенка самые жестокие меры. Домочадцы неоднократно видели маленького Луи плачущим за музыкальным инструментом.

Но очень скоро жители города узнали о маленьком гении, когда прочитали объявление: «Сегодня в зале музыкальных академий придворный тенорист Бетховен представит своих двух учеников, среди которых его шестилетний сын». Известно, что родители намеренно занижали Бетховену возраст, поэтому он не раз заявлял, что, по сути, не  знает, сколько ему лет…

Когда Бетховену исполнилось 17, он встретил Моцарта. Отто Ян, биограф Моцарта, писал в своем дневнике: «Моцарт быстро прошел к друзьям и с блеском в глазах сказал: «Берегите его, однажды о нем заговорит весь мир».

В 23 года молодой Бетховен показал свои первые музыкальные композиции Гайдну, тот удивленно заметил: «У вас необычайный талант, ваше воображение является неиссякаемым источником мыслей, но в ваших произведениях всегда будет присутствовать нечто, нечто странное…потому что вы сами странны и мрачны, а стиль композитора – это всегда он сам».

Наверное, Бетховена проще понять, если привести в сравнение Фридриха Ницше. Да, разные эпохи, но все  тот же бунтарский дух, раздражение от «сумасшедших» идей окружающего мира. Как писал Ницше, его философию при жизни понимали от силы 5 человек. Точно также современники Бетховена в подавляющем большинстве не знали о музыке этого великого человека.

Стоит провести еще одну параллель – с Наполеоном, личность которого вызывала бурю эмоций у композитора до конца его дней. Два выдающихся человека жили в одном мире, но находились диаметрально противоположно друг от друга. Когда-то Бетховен грустно заметил: «Жаль, что я не владею военным искусством, как музыкой. Я бы победил Наполеона».

Как известно,  первое название «Героической симфонии» было «Буонопарте». Но когда Наполеон самовольно  стал императором, Бетховен разозлился: «Он обыкновенный человек!.. но он будет тираном!» Музыкант порвал титульный лист и написал: «Героическая симфония (воспоминания об одном известном человеке)».

бетховен трагедия

Бетховен был оригинален. Однажды на вопрос одной дамы, интересуется ли он операми Моцарта, композитор ответил, что редко слушает чужую музыку, так как не желает наносить вред собственной оригинальности.

Гениальность Бетховена всегда шла руку об руку с одиночеством. Внешне чудаковатый, довольно вспыльчивый, Бетховен мог обозвать последними словами музыкантов оркестра, некоторые из которых вообще отказывались играть в его присутствии. Вряд ли этот человек мог рассчитывать на хорошее человеческое отношение и взаимопонимание.

Гете писал: «Его талант привел меня в изумление, но Бетховен абсолютно необузданная личность…» Одиночество преследовало композитора не только в творчестве, правда, разделить личное и музыку для Бетховена было невозможно.

В 1801 году Бетховен в письме Вегелеру: «Ты не представляешь как печальна и грустна была моя жизнь в минувшие 2 года. Причиной этому стала женщина, которую я любил и которая любит меня. После двух лет мне опять выпал шанс, я впервые понимаю, что брак может принести мне счастье». После была написана соната для фортепиано, более известная как «Лунная». Произведение посвящалось графине Джульетте Гвичарди…

Прошло 10 лет, еще одна женщина, Беттина Брентано, в своих заметках написала: «За 15 минут он приобрел сильное расположение… Я полюбила этого человека…»  Перу Брентано принадлежит  запись размышлений композитора: «Когда я открываю глаза, я вздыхаю, потому что вижу все, что противно моим верованиям, и я вынужден презирать мир, который и даже не понимает, что музыка – это намного выше, чем вся мудрость и философия…» Позднее, когда композитор прочитал собственное изречение, был удивлен, но лишь отметил, что вероятно, говоря эти слова, он был не в духе.

Глухота Бетховена стала продолжением его одиночества. Он тщательно скрывал ее, но с каждым днем это было делать все труднее. И однажды он сказал себе: «Пусть моя глухота больше не является тайной, в том числе и в искусстве…»

В юном возрасте Бетховен написал  Гейлигенштадское завещание, в котором поведал о собственном одиночестве и глухоте.  «Как только я сближаюсь с обществом,  на меня находит  жуткий страх, я боюсь опасности, я не хочу, чтобы люди видели мое состояние… Какое это унижение, когда стоящий рядом человек слышит звуки флейты, я же не слышу ничего… Все это повергает меня в отчаяние, недоставало малого, чтобы покончить с собой. Спасает лишь искусство, оно удерживает меня. Мне кажется нельзя покинуть мир, прежде чем я сделаю все, к чему чувствую призвание…»

Последние причастие композитора случилось 24 марта 1827 года. Из свидетельств очевидцев, в тот день была сильная гроза, которая  осветила комнату умирающего вместе со страшным громом. Бетховен открыл глаза, вытянув вверх правую руку со сжатым кулаком. Его лицо выглядело угрожающе. Когда рука опустилась, он уже не дышал… И этот кулак, поднятый вверх, — итог жизни великого человека — его Победа.

Оставить комментарий

*

Яндекс.Метрика